Дополнительное образование

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое  значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования  и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, спортивных секциях, организуемых  в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.  

На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В учреждении накоплен определенный положительный опыт его организации. Дополнительные платные образовательные услуги по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, творческий подход к реализации услуги педагогом дополнительного образования.

 Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном  учреждении индивидуален, разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

1.      Художественно-эстетическое развитие : кружок «Веселая палитра», «Театральные ступеньки», «Юные волшебники»;

2.     Физкультурно-оздоровительное: секция «Художественная гимнастика», «ОФП»;

3.     Социально-педагогическое:  кружок «Веселый английский»;

4.     Нравственно-патриотическое : кружок «Родной край -люби и знай»;

5.     Краеведческое :«Родники Дона»;

6.     Эколого-биологической: «Всезнайка»;

7.    Обще-интеллектуальной: "Занимательная математика";

8.    Декоративно-прикладное: "Погутарим, помастерим".

Опыт показывает, что дети, занимающиеся в секциях и кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские коллективы становятся постоянными участниками, лауреатами районных смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества, спортивных соревнованиях.

Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности,  нельзя не отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОУ, должны опережать спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги.

Предложенная  модель организации дополнительных образовательных услуг является составной частью образовательной программы ДОУ

Цель модели организации  дополнительного образования  в ДОУ -

создание условий для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

1.      Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей

2.      Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста

3.      Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации  дополнительного образования в  ДОУ

4.      Более полное  использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ  с учреждениями образования, культуры, спорта.

5.      Совершенствование управления  в организации дополнительных образовательных услуг.

1.         Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей

Решение данной задачи предполагает:

  • создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника на основе использования технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей;
  • получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней его социализации;
  • увеличение количества кружков, секций физкультурно-оздоровительной и социально-активизирующей направленности, дизайна;
  • создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым и одаренным детям;

·         создание единого информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей; изучение в динамике поступления выпускников ДОУ в музыкальные, спортивные школы;

2.      Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста

Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

  • обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
  • формирование системы экспертизы используемых программ дошкольного образования по дополнительному образованию; отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
  • создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;

3.  Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации  дополнительного образования в  ДОУ

Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками. Владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа. Вместе  с тем, он должен вести активную работу с родителями, общественностью по поддержке детских талантов и детей, находящихся в зоне «риска». Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного образования ДОУ, призваны способствовать дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей.

Приоритетными из них являются:

  • рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
  • обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции и семинары, мастер-классы, проблемные курсы;
  • организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению опыта лучших педагогов ДОУ района;
  • создание виртуальной и электронной площадки по обмену опытом для педагогов, занятых в системе дополнительного образования детей.

4. Более полное  использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ  с учреждениями образования, культуры, спорта.

 Следует отметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств развития кружковой, студийной работы в ДОУ – организацию социального партнерства ДОУ, семьи, системы учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта. Решение данной задачи включает в себя следующие направления:

  • организация совместного сотрудничества и партнерских отношений на договорной основе;
  • определение социального заказа на дополнительные образовательные услуги;
  • ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг;
  • оказание педагогами дополнительного образования консультативной помощи родителям детей, не посещающих ДОУ.

5. Совершенствование управления  в организации дополнительных    образовательных услуг

В числе первоочередных мер, направленных на развитие управления в организации дополнительных образовательных услуг:

  • обновление нормативной базы по оказанию дополнительных образовательных услуг, ориентирующей ДОУ на достижение новых результатов, в том числе, нормативно-правовому обеспечению социального партнерства и взаимодействия;
  • создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
  • регулярное обеспечение потребителей и общественности информацией о деятельности по организации дополнительных образовательных услуг, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы дополнительного образования и оценка их реализации, персональный состав педагогов и их квалификация, механизм оказания платных услуг, созданные условия, организация партнерского взаимодействия;
  • организация рекламы оказываемых  ДОУ дополнительных услуг, с использованием ее разнообразных видов
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей;
  • разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

6.      Ожидаемые результаты от реализации модели организации  дополнительных образовательных услуг  в ДОУ

Реализация современной модели организации  дополнительных образовательных услуг  в ДОУ   призвана способствовать:

·     позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

·     созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

·     повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

·     созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

·     улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.·

Дополнительная образовательная деятельность МБДОУ « Детский сад «Ивушка»  на 2017-2018 учебный год